ПРОИСХОЖДЕНИЕ
1968-1969
Как и у большинства ансамблей, история создания Йес вполне обыденна: ну, этот парень был в этом ансамбле, а другой парень был в том ансамбле, а еще один парень к тому же работал с тем, кто был знаком с первым парнем, а тот имел неплохие отношения со вторым…
В случае с Йес на дворе стоял 1968 год, и в качестве основоположников выступили Джон Андерсон и Крис Сквайр. Молодому вокалисту из Аккрингтона, что в юго-восточном Ланкашире, была свойственна любовь к классической музыке и навязчивые идеи создания богатого голосами ансамбля, который бы вышел за пределы убогого попа; в годы тинэйджерства Андерсон ввязывался в самые разные муз-проекты, подыскивая место, где реализовались бы его идеи. Сквайр, превосходный басист из Северного Лондона, работал в разнообразных столичных коллективах, и на тот момент угодил в «Магазин игрушек Мейбл Грир» вместе с гитаристами Питером Бэнксом, Клайвом Бейли и барабанщиком Бобом Хаггаром.
Впервые Крис и Джон встретились в Диджестив-клубе, друг другу их представил менеджер знаменитого Марки-клуба Джек Бэрри. Певец и басист выявили массу точек соприкосновения, и вскоре Сквайр ввел Джона в состав «Магазина игрушек Мейбл Грир».1
Остальные члены ансамбля не очень-то одобрили это решение. Бэнкс и Хаггар вышли из состава, оставив Андерсона и Сквайра с головами, набитыми интересными концепциями и амбициями, но без воплотителей этих идей. Они было соблазнили Бэнкса, потом ушел Бейли, и нового барабанщика (Билла Бруфорда) ансамбль нашел с помощью объявления в газете.2
В поисках полноценного звучания они решили, что им необходим клавишник. И обратили повышенное внимание на стильного, но непритязательного пианиста, а порой и воспаряющего органиста — Тони Кэя, родившегося в Лестере и закончившего художественную школу в Лондоне. Сквайр и Андерсон решили, что он будет идеален для задуманного ими звучания ансамбля, и его включили в состав.
Еще несколько модификаций, и Сквайр с Андерсоном уже были готовы вывести свою команду в свет. Но тут поднялся Питер Бэнкс с предложением смены их громоздкого названия на предпочтительно короткое, которое писалось бы на афишах самыми крупными
1Более детальный отчет читай у Уэлша, 1999
2Это событие описано у Уоткинзона, 2001
буквами. Более короткого названия, чем «Да» (Йес) трудно было найти.3
Менеджерить взялся Рой Флинн, ансамбль с остервенением бросился на работу в студии и в поездки, выступая везде и повсюду. Музыканты были так настроены схватиться за инструменты в любую секунду, что Билл Бруфорд, вспоминая4 это ощущение, приравнивал его к положению заключенного в камере своей банды: они не отказывались от выступлений, следовавших с перерывом более 12 часов, в надежде на случай, что концерт таки состоится и потребуется срочно упаковаться и отправиться в дорогу…
Первый альбом, названный попросту «Йес», прошел незамеченным. Выпущенный в ноябре 1969 года, он содержал несколько оригинальных вещей, таких как шальные «Вдали и Задолго» (“Beyond and Before”), «Сладость» (“Sweetness”) и «Выживший» (“Survival”), а также каверы битловской «Каждой Маленькой Вещи» (“Every Little Thing”) и бэрдовской «Я вижу Тебя» (“I See You”). В основном это все несло крепкий привкус поздних шестидесятых, проникавший в каждый альбом той поры — этакая отрешенность, вокальные гармонии «каменного ангела», психоделические тона мелодических инструментов, плюс нешаблонные извивы басовой партии Сквайра и отчетливо заметный не-роковый привкус в повадках ударника. И, хотя это еще не было фирменным Йесовским звучанием, которое вскоре врежет всему миру по ушам, в нем уже содержались признаки всего того, что вот-вот явится на свет.
Джон встречает Криса
В Диджестив-клубе приязнь завелась:
Крис встретил Джона — случайная связь.
Оба явили крутой артистизм.
Базис ансамбля – авангардизм.
Драма на 30 годов началась.
3 Читай сообщение Бэнкса о смене названия в книге Тима Морса «Йес-истории», 1996
4 Версию Бруфорда можно найти в той же книге Морса
Собирание ансамбля
Выйдя из «Магазина игрушек»
Без несвойственных им финтифлюшек
Эти двое, от новшеств пьянея,
Словно флаги над войсками рея,
Порешили зажечь эмпиреи
Поименование ансамбля
Был одобрен их благословенный замес
Бэнкс, Кэй, Бруфорд – любой Геркулес
Правда, титул к ним явно не шел
Тут-то Бэнкс и нашел
Позитивное прозвище… «Йес»
Авто-выезды
С шармом было у них поначалу не то
Но звонил телефон, заводился авто
По стране кочевали вдоль-поперек
В старом Форде – владыке дорог
Чем закончится ходка, не ведал никто
Альбом «Да»
В этом космосе спекся особый кулич
Ты прочти, если сможешь, басовый спич
Этих всех наркотических слов
Среди Бэрдов, Битлов
Канул в Лету альбом, как кирпич