Содержание

Моему кузену Керку, который заставил заценить Йес семидесятых;

моему брату Максу, с которым я разделил пристрастие к Йесу восьмидесятых;

сыну Стиву, примкнувшему к нам в девяностые;

и моему сыну Тревору, который вступает с нами в новое тысячелетие.

ЗАДНЯЯ ОБЛОЖКА:

В музыкальной истории «прогрессив»-рока не было силы более влиятельной и долговечной, чем Йес. Начиная со своих хитов «Кружной путь» (“Roundabout”), «Обладатель одинокого сердца» (“Owner of a Lonely Heart”) и до классических альбомов типа «Хрупкий» (“Fragile”), «Ближе к краю» (“Close to the Edge”) и «90125» группа неизменно обновляла свой путь в истории рока. И драма 30-летнего существования ансамбля будет покруче его музыки. Муз-критик Скотт Робинсон листает страницы находящейся у всех на слуху истории одной из самых почитаемых групп, рассказывая ее в наиболее непочтительной форме – в форме лимериков (коротких стихотворений, обыгрывающих бессмыслицу – прим.перевод.).

ПРЕДИСЛОВИЕ

Хотя заглавие этой книжки может и навести Вас на предположение, что Вы держите в руках биографию Йес, надо с самого начала сделать ударение на том, что эта книжка является жизнеописанием в максимально неточном смысле слова. Существуют гораздо более достойные биографии ансамбля наряду с отличными описаниями всего «прог»-рока (см.библиографию).

Фактически, то, что Вы держите в руках, призвано служить дополнением к упомянутым настоящим биографиям. Мои потуги не столько в том, чтобы проинформировать Вас, сколько развлечь и, может быть, привнести новую окраску, исказить ретроспективу того, что Вы уже знаете об этом премьер-ансамбле «прог»-рока. На самом деле, хотя хронологическое повествование и подкреплено биографическими данными, следует сказать, что эта книжка развлечет Вас гораздо больше, если Вы заранее ознакомитесь с содержательной историей Йес из более обстоятельных источников.

Один из аспектов этой крайне субъективной «истории» вызывает в памяти первое прочтение автобиографии Рика Уэйкмена «Скажи Да!». Этот фолиант уэйкменовского рассказа о себе и истории Йес столь субъективен и несбалансирован, что он перемешивает запись «Ближе к краю» и уход Билла Бруфорда в одном параграфе, чтобы уже, спустя примерно страничку, перенестись к простоватому декору студии во времена записи «Сказок Топографических Океанов»! (“Tales From Topographic Oceans”) На первый взгляд, тут есть, чему можно легко возразить. Однако в данной работе Ваш автор предается все тому же греху: охрененный субъективизм и подбор тем лимериков. А если уж развернуть всю эту книжку до донышка, то очевидно, что она, скорее, является сборищем разговорных историй членов ансамбля, чем путем приключений всего коллектива в целом.

Таким образом, в этой книжке Вы обнаружите массу чудных отсылок к эпизодам, типа, когда Крис Сквайр угрожал выбросить Алана Уайта из окна, если тот не согласится войти в состав ансамбля, или Уэйкмен уплетал свое карри на сцене прямо во время концерта. Тут Вы найдете лакомые кусочки, включая депрессию Тревора Хорна по поводу того, как плохо (на уровне преступления) восприняли британские фанаты Йес его выход вместо Джона Андерсона, цену, которую пришлось заплатить Биллу Бруфорду за ущерб, нанесенный Кинг Кримзону своим уходом. Все эти события, освещенные в многочисленных источниках, теперь составляют Йес-легенду, придавая все же некий вес коллективному портрету, изложенному в этой книжке.

Кое-что из того, что Вы прочтете,- чисто авторское мнение. Например, гитарист Питер Бэнкс покинул ансамбль после того, как не согласился на применение оркестра во «Времени и Слове» (“Time and a Word”). Заменивший его Стив Хау был более покладист; об этом подробно рассказано. Однако, оглядываясь в прошлое, легко доказать, что Бэнкс-то был прав – использование оркестра оказалось ошибочным ходом!

Согласитесь Вы или нет с подобными выводами, не так уж важно; задача книжки – доставить Вам удовольствие. История Йес интересна, забавна, удивительна и будит мысль. Задача этой книги – максимально рельефно выявить все эти особенности.

Слово о форме лимерика

Читатель, хорошо знакомый со строгой формой лимерика, достаточно начитан, чтобы знать, что она неуклонно соблюдается не всегда. Что подтверждают его любимые книжки лимериков, равно как и эта. В ней главный акцент сделан на использовании рифм, и автор поступается им лишь тогда, когда дух лимерика важнее. Размер тоже порой «гуляет», но не иначе как для того, чтобы сохранить смысл.

Эта неучтивость к форме – здесь не главное. Предполагается, что наш читатель постигает тонкости формы простым прочтением содержащихся в книжке стишков, а уж потом, необычайно вдохновившись, приступает к изучению таких современных мастеров формы, как Айзек Азимов и Джон Чиарди (отсылка к известному совместному сборнику лимериков 1978 года Limericks: Too Gross or Two Dozen Dirty Dozen Stanzas,- прим.перевод.) Но поверьте, как бы ни расстроили Вас вопиющие огрехи, содержащиеся в этой книжке, у Азимова с Чиарди их еще больше.

И еще одно заключительное слово

Для тех, кто хорошо знает историю Йес, текст организован так, что лимерики расположены на страницах, отделенных от повествовательной части. Поэтому, если хотите, просто пролистывайте их и читайте только стихи. Этот способ может оказаться самым приятным для прочтения данной книжки.

СЛОВА ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ

Автор жаждет выразить признательность великолепным биографиям Йес, на которые он ссылается в своей книге: «Ближе к краю: История Йес» Криса Уэлша (1999) и «Йес: Бесконечные перемены» Дейвида Уоткинзона (2001), и которые настоятельно рекомендует вниманию читателя.